Обычно он является начальной стадией любого большого экономического кризиса. Ещё К. Марксом было указано, что кризис перепроизводства – явление закономерное. Допустим, имеются два предприятия, руководители которых обнаружили спрос в обществе на определённый товар. Оба предприятия принимаются производить этот товар, конкурируя между собой. Поскольку точное количество желающих купить этот товар не может быть известно, производители работают «вслепую», в целях конкурентной борьбы наращивая объём производства. в конце концов наступает момент, когда основная масса желающих купить товар уже сделала это. Ценность продукта падает, и на складах скапливается залежалый товар. Чтобы его сбыть, предприятие снижает цены, теряя при этом свою прибыль. Продукция либо портится на складах, и тогда руководство не может выплатить зарплату работникам, либо зарплата выдаётся «натурой».

Кризис перепроизводства характерен для капиталистических стран. Однако и в социалистических, по идее, может произойти нечто похожее. Если решение о том, что нужно производить, принимается чиновниками, не изучившими настроения общественности, то предприятия начинают производить товар, ненужный потребителю. И кризис перепроизводства может наступить в самом начале производства. В этом недостаток плановой экономики.

Есть и второй недостаток: товары, доходящие до потребителя методом «распределения», не могут совершенствоваться, либо модернизируются потребителем собственноручно. В результате зарубежная продукция неизбежно будет пользоваться более высоким спросом, а собственное производство снова будет убыточным.