Что такое управление знаниями?

Между данными, информацией и знаниями существует разница. Данные — это свойства вещей и их можно увидеть непосредственно. Информация — это совокупность данных, объединенных в кластер высшего уровня, которому присущи смысл и значимость. Пройдя через фильтр восприятия и мыслей (когнитивная способность), информация стимулирует разнообразные действия и виды деятельности.

Знания берутся из данных и строятся на основе информации. Они делятся на две отличные категории:

• Прямые значения, состоящие из форм информации, экспертных знаний или опыта, который можно подробно изложить, заархивировать, которые являются постоянными и передаются с помощью информационных технологий. Прямые знания могут иметь форму базы данных, документы, рисунки, формулы, патента, видео или презентации.

• Имплицитные знания, или же ноу-хау, запечатленные в памяти человека. Косвенные знания — это общая нечетко изложена система ценностей, взглядов, целей поведения, которые управляют деятельностью организации. Такие знания основаны на опыте. Идентификация эксплицитных знаний составляет нелегкая задача для большинства организаций.

Сложность, присущая косвенным знанием, заключается в том, как их можно классифицировать, генерировать и управлять ими.

Имплицитные знания можно постичь только через действия людей, их невозможно рассматривать прямо.
Такие знания принадлежат людям и склоняют их к тем или иным действиям в конкретных обстоятельствах.
По своему характеру управления знаниями является систематическим. Это процесс компиляции, использования и повторного использования информации, прямых знаний, опыта и профессиональных умений для достижения особой выгоды в делах, определенной цели, задачи, способна укрепить организацию и приумножить ее компетентность.

Организация создает ценности из своих интеллектуальных активов и активов, основанных на знаниях в ходе этого процесса. Управление знаниями является двигателем инноваций и получения новых знаний.

Решения в сфере управления знаниями должны ликвидировать разрыв между эксплицитным и косвенными знаниями. Такие решения используют технологии, поддерживающие фиксацию и управления прямой информацией, а также технологии сотрудничества, которые позволяют индивидам и сообществам создавать, передавать и обобщать информацию для достижения специфических деловых целей.