Дифференциация продукта или услуги как стратегия предполагает создание такого продукта или услуги, которая бы не только воспринималась, но и в действительности бы являлась уникальной в отрасли.

Дифференцировать свой товар Вы можете, например, создав престижный дизайн или бренд, овладев уникальной технологией производства, придав товару особые функциональные возможности или создав необычную систему обслуживания клиентов. Но наиболее эффективная фирма дифференцируется сразу же по нескольким направлениям.

Конкурентная стратегия дифференциации при успешной реализации является эффективным средством достижения чистой прибыли, которая может быть выше средней по отрасли, потому что данная стратегия позволяет создать качественную позицию Вашей компании для противостояния пяти конкурентным силам – поставщикам, покупателям, конкурентам, товарам-заменителям и новым рыночным игрокам.

Во-первых, такая стратегия защищает от конкурентного соперничества, создавая лояльность потребителей к бренду и снижая чувствительность к цене продукта. Благодаря этому происходит рост чистой прибыли, и проблема затрат на производство не становится такой серьёзной. Более того новая компания, входящая в нашу отрасль, вынуждена создавать свой особенный и уникальный продукт, иначе она не сможет удержаться на рынке с нами. И это, во многом, потому что мы уже заполучили лояльность покупателей и присвоили её себе.

Во-вторых, дифференциация нашего товара, обеспечивая более высокий уровень собственной прибыли, позволяет компании успешно противостоять власти поставщиков, а также не даёт покупателю влиять на цены, ведь они лишены подобных нашему товару альтернатив и потому, как уже было сказано ранее, менее чувствительны к ценам.

В-третьих, фирме, осуществившей дифференциацию и уже заработавшей лояльность потребителей, гораздо меньше грозят субституты (товары-заменители), то есть фирма не потеряет часть прибыли после появления товара-заменителя, а если и повлияет, то незначительное количество.

Опять же есть здесь свой минус. Дифференциация снижает возможность достижения высокой доли рынка, так как по-настоящему эксклюзивные товары не предполагают подобного.