Несмотря на то, что практически 80% жилого фонда страны находится в частной собственности физических и юридических лиц, есть жилые объекты, которые находятся в муниципальной и государственной собственности. Поэтому люди, проживающие в неприватизированном частном доме, построенном на муниципальной земле, рискуют лишиться и того, и другого. Ведь по закону, государственная собственность может быть приватизирована любым совершеннолетним и дееспособным гражданином при соблюдении им ряда условий.

Так что, нанимателям муниципальных жилых строений и арендаторам государственной земли рано или поздно придется задуматься о приватизации данных объектов недвижимости. В первую очередь следует приватизировать земельный участок. Для этого его владельцу нужно обратиться в Земельный комитет при администрации города и предоставить соответствующее заявление и пакет необходимых документов: паспорт, документ, на основании которого заявитель пользуется этим участком (например, договор аренды участка), технические документы на муниципальный участок.
Среди предоставленной в администрацию документации должна быть кадастровая карта земельного участка, технический паспорт жилого объекта, построенного на нем и справка из ФУГРЦ, свидетельствующая о регистрации прав на данную государственную землю.

В течение 14 дней уполномоченные муниципальные органы занимаются рассмотрением заявления владельца участка и документов, после чего на этой земле проводятся кадастровые работы с целью установления границ земельного участка. Затем муниципалитет выносит постановление либо о предоставлении государственного участка в собственность, либо об отказе в приватизации. Подготовив необходимые официальные бумаги, владелец земли должен представить их в регистрационный орган для оформления права собственности на участок.

После того, как арендатор муниципального дома стал собственником земли под ним, то необходимо приватизировать и жилой объект. Для этого наниматель жилья должен получить согласие на приватизацию у всех граждан, которые проживают и прописаны на муниципальных квадратных метрах. Нужно заметить, что люди, которые откажутся участвовать в процессе оформления государственной жилплощади в частную собственность, будут лишены всех прав на нее.

Далее ответственный квартиросъемщик должен подготовить следующие документы: паспорта всех участников приватизации, технический план и технический паспорт на жилое строение, справку из паспортного стола о зарегистрированных в доме лицах, договор социального найма. Все вышеперечисленные документы должны быть переданы в ФУГРЦ на рассмотрении. По истечении определенного времени эта служба известит заявителя о своем решении относительно возможности приватизации данного дома или об отказе в регистрации перехода прав собственности к частному лицу.