Фактически предварительная оценка создания собственного бизнеса это не составление бизнес-плана. Это черновик. Т.е. то, от чего вы будете отталкиваться при построении уже самого бизнес-плана, если на основании предварительных расчетов останетесь верны идее создания своего дела.

Дать оценку сразу не удастся. Это делается постепенно, анализируя и подсчитывая каждую из составляющих. Чтобы облегчить себе решение этой задачи, следует первоначально «разбить» будущий бизнес на укрупненные составляющие части:

- бюджет времени – это специфическая сторона планирования, подразумевающая оценку затрат времени на организацию и реализацию бизнеса. Как правило, определяется конечная дата, к которой должны быть получены конкретные и возможные на начальной стадии результаты;

- бюджет расходов на исполнение. Или исполнителей. Здесь придется решать, кто именно будет реализовывать задуманное – вы сами или сторонние исполнители. Если вы сами, то необходимо спланировать для этой стадии бюджетирования то количество времени, какое вы готовы уделять производственной составляющей бизнеса и установить насколько сильно это будет мешать продвижению вашего товара (продукции, работ, услуг), или не будет мешать вовсе. Если речь пойдет о сторонних исполнителях, придется узнать, с кем именно (по организационно-правовой форме) вы будете сотрудничать – с физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом. Дело не в стоимости их услуг, а в налогообложении, под которое вы можете попасть или нет, исходя из будущих правоотношений с потенциальными исполнителями. Это очень важно тем, что решение данного вопроса способно изменить размер бюджета расходов на исполнение;

- бюджет на материальные расходы. Как правило, чтобы составить этот бюджет, определяют объем продаж: исходя из того, сколько вы будете продавать, столько вы будете и производить;

- бюджет на продажи. Это коммерческие расходы, связанные с продвижением товара (продукции, работ, услуг) – реклама во всех вариантах, доставка, предпродажная подготовка и т.д.

Далее каждый из укрупненных бюджетов необходимо разбить на более мелкие составляющие, что позволит вам значительно точнее определиться с оценкой бизнеса. Так, в частности, бюджет времени целесообразно разделить на подготовительное время (составление бизнес-плана, поиск инвесторов – если это предусмотрено, подготовка рекламной кампании и PR кампании), на организационное время, на время реализации. И так каждый из бюджетов.

Это позволит, как уже отмечалось, более точно определиться с финансовыми затратами.

Основная цель такого предварительного планирования – уточнение, насколько реально начать собственное дело с «нулевым» капиталом, т.е. без привлечения заимствований. Хотя, может быть будет нужен инвестор для бизнеса. В этом случае конечный результат из предварительной оценки сравнивают с текущими собственными финансовыми возможностями. Полученный отрицательный вариант из формулы «Факт минус План» скажет о необходимости займа, а положительный – в пользу собственных вложений. Но чтобы результат был более приближенным к реальности, возьмите к полученным общим расходам прибавьте 1/8 их величины – это накладные расходы. И снова уже с учетом накладных расходов подставьте цифры в формулу «Факт минус План».