Очень важно то, как бизнесмен или руководитель компании построят свои взаимоотношения «проблема – решение» с коллективом. От этого будет зависеть не только слаженность работы, но и ее эффективность, выраженная в денежной форме.

Любая компания похожа на живой организм, реагирующий на внешние и внутренние факторы. Быстрота, рациональность и правильность его реакции находится в полной зависимости от того, насколько целостным считается этот самый организм. Кстати, это важно и для конкурентоспособности компании.

Итак, выделяют следующие типы управленческой структуры:

1. линейная. Она самая простая изо всех и построена на основе горизонтальных связей, при которых каждый объект управления имеет лишь один субъект для управления. Иными словами, по такому принципу построена работа в малых предприятиях, где нет особой иерархии, а каждый член коллектива имеет свою область работы без подчинения вышестоящему начальству. Преимуществом такой структуры является ответственность каждого за свой участок работы, быстрота в принятии решений по этим участкам. Но именно это одновременно признается и недостатком: децентрализация приводит к замедлению в принятии единого решения по всей организации в целом;

2. иерархическая. В отличие от линейной структуры в этом случае работа простроена на основании преобладания вертикальных связей «начальник – подчиненный» над горизонтальными связями. Появляется вышестоящая инстанция, принимающая конечное решение. Преимущества такой системы в подчинении всех отделов одному руководству, собирающему воедино информацию; и принятие конечного решения убыстряется. Но централизация возможно только при наличии высококвалифицированных руководителей, прекрасно знающих всю работу предприятия;

3. линейно-функциональная. Ее отличие от иерархической в том, что выделены отделы для каждого участка работы, имеющие своего руководителя, который, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководству. Структура «Руководитель над руководителем» опасна появлением и разрастанием бюрократии, что делает организацию совершенно «неповоротливой»;

4. проектная. Каждый отдел в организации имеет своего руководителя и работает над конкретными проектами. Такая система очень хороша для средних предприятий, занятых в сфере производства, научно-исследовательскими работами и т.д.

Выбирая свою структуру управления, каждый бизнесмен должен помнить, что она должна способствовать целостности организации.