Обоснование торговых отношений, их систематизация, урегулирование, определение конкурентных преимуществ является предметом исследования многих ученых-экономистов. При этом, конкурентоспособность предприятия обосновывается как основной элемент денежных отношений, является движущей силой становления рыночного механизма государства общества.

Первые попытки определения механизмов существования торговли, влияния конкуренции частично отражено в экономической мысли Древнего Востока («Артхамастру»), античного мира (Ксенофонт «Домострой»; Платон «Государство»; Аристотель «Политика»).

Исследование периода средневековья по конкурентоспособности предприятия подробнее обосновывали проблемы обмена, цены, торговой прибыли как основных составляющих конкуренции — Ибн-Хальдун, Фома Аквинский, Карл Великий. В частности, в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».

Обобщение теории конкуренции, определение ее ключевой роли для функционирования рыночной экономики была осуществлена классиками политической экономики А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Миллем, которые обосновали потребительскую и меновую ценность товаров теорией стоимости.

Весомый вклад в изучение конкурентоспособности предприятия принадлежит К. Марксу, который в работе «Капитал» определял механизм выравнивания нормы прибыли предприятия под влиянием конкуренции.
Продолжая идеи классической школы А. Маршалл, будучи основателем неоклассического направления, исследовал экономическую деятельность с позиции идеальной модели хозяйствования, которая возможна была за счет совершенной конкуренции. В работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) центральное место занимает проблема ценообразования.

Развитие экономики на рубеже ХХ в. изменило экономические взгляды ученых-экономистов на содержание конкурентоспособности предприятия. Теоретические подходы не в состоянии обосновать развитие конкурентной среды предприятия, формирование новых моделей действия механизма конкурентоспособности. Основными представителями этого периода были Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции и реориентация теории стоимости» (1933 г).

Новые тенденции развития экономических отношений требовали пересмотра ряда теоретических взглядов по конкурентоспособности предприятия. Значительными в 90-е XX в были исследования профессора Гарварда М. Портера, разработавшего теорию конкурентных преимуществ. По его мнению, конкурентоспособность предприятия — это понятие относительное, то же предприятие в рамках региональной группы может быть признано конкурентоспособным, а в рамках мирового рынка — нет.

М. Портер считает, что конкурентное преимущество предприятия является концентрированным проявлением преимуществ над конкурентами в определенных областях функционирования, которые можно измерить экономическими показателями, такими как: прибыль, рентабельность, уровень издержек, объем продаж, рыночная доля, количество покупателей. При этом, конкурентные преимущества не следует отождествлять с возможностями предприятия в конкурентной среде.
Вместе с тем, такой подход предполагает оценку имеющихся конкурентных преимуществ, сформированных другими субъектами хозяйствования, и не отражает задач развития собственной конкурентоспособности.

Начало XXI века отмечено значительным развитием исследований конкурентоспособности предприятия, в частности формированием теории интеллектуального лидерства, основоположники которой Г. Хамел и К. Прахалад в работах «Революция в бизнесе» (2001 г.), разработали стратегический подход к пониманию будущего конкурентной рыночной среды. Их подход отражает стратегические задачи формирования конкурентоспособности с учетом опыта функционирования и конкурентного статуса в отчетном периоде.

Если Вас интересует террасная доска, посетите сайт www.sibsosna.ru и подберите себе лучшую доску. Также на сайте много интересных статей, описания и цены.